1. Предмет и задачи эстетики. Роль эстетической информации в архитектурном проектировании. греч. – чувствующий. Возникло на Востоке в 18 веке. В истории э. её предмет и задачи менялись (то э. часть философии и космогонии, то изучала проблемы поэтики, природу красоты) Эстетика – наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их созидании, восприятии, оценке и освоении. (Весь мир рассматривается под определенным углом зрения). Это философская наука о наиболее общих принципах освоения мира по законам красоты в процессе деятельности человека и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результата такого освоения мира. Э- система знаний о ценностных ориентирах человека в мире. Изучает проблемы искусства и прекрасного. Ценностные ориентации по отношению к природе к социуму, к самому себе… изучает высшее и низшее.
2. «Целостность», «гармония», «мера», «ритм» - фундаментальные эстетические ценности и принципы творчества архитектора и дизайнера. Э.ценности- это те ценности, которые возникают у человека который оценивает этот мир с точки зрения гармонии и мера гармонии, ритмичности и аретмичности, целостности и ацелостности, пропорции и диспропорции, духовности и бездуховности. Духовн. – воплощение идеальных представлений. Гарм.- соразмерность согласованность отдельных сторон (внутреннего и внешнего, дух. и физич.), специфическое единство, многообразие. Мера –согласованность всех элементов художественного произведения, явл. Результатом умения художника выявить главное. Ритм – последовательное чередование различных соизмеримых элементов в произведениях искусства, отражении в искус. ритмических процессов объективного мира.
3. Эстетический опыт Древнего мира. Первые «шаги» архитектурной деятельности. Ее эстетические оценки. (Культура Древнего Египта, Междуречья, Др. Китая, Др.Рима). Ценности древности – государство; мир, порядок, традиция; иерархия (поддерживалась ритуалами). Древневосточная ментальность строится по отношению к природе социуму как служению, Человек стремится к согласованности с космосом. Цели художественного творчества понимание гармонии. Творец должен забыть о себе он должен раствориться в материале и идее. Искусство связано с божеством. Ар-ра доминирует. Нет индивидуальности в сознании человека, арх-тор занимал 3-е место, первое занимал фараон.
4. Особенности эстетических воззрений Древнего Востока. Эстетические ценности архитектуры и предметной среды Древнего Востока. Мир воспринимается как целостный единый телесный социальный организм.
5. Эстетическое своеобразие региональных культур Древнего Востока. Эстетические характеристики региональной архитектуры Древнего Востока.
6. Эстетическая культура античного мира. Эстетические принципы в античной архитектуре. Эстетическая деятельность по созданию предметной среды. Античная культура делится на 2 периода: 1)Антич. классика, 2)Эллинизм. Три основные периода антич. классич. эст.:1)Космологический период. Бытиё рассматривается с т.з. прекрасно организованного живого тела, доведённого в своём совершенстве до абсолюта. Это тело становится материальным и зрительно ощутимым космосом. 2) Антропологический период. Личность - наивысшая ценность. Углубленная в себя личность, изолирована от всего окруж. И всё это окружающее рассматривает сквозь свою собственную призму. Поворот к личности, индивидуальности был очень важен. Иск-во должно выражать состояние души. Личность свободна следовать своему выбору. Свобода и равенство- ещё одна ценность.3)Идеологический период.Космос остаётся основным предметом эстетического исследования, но здесь он пропускается через индивидуальное чел. мышление. Пробуждается интерес к устройству космоса. Основные задачи: 1) Греков интересовала сущность эстетики. 2)Проблема места иск-ва в общест. жизни, проблемы творчества 3)Проблема эстетич. воспитания. Творч. воспринимается как подражание(чел. природы). Согласованность – черта арх.–ного творчества. Витрувий: арх.-ное творчество- гармоничное сочетание элементов в единое целое. Анаксагор делает акцент в творчестве на интуицию. Сократ- творч. это испытание самого себя. Платон- выделяет мистическое(сверхчувств.) начало в творчестве. В Др. Греции число одухотворенно, оно передает облик арх. сооруж. Число помогает просчитать структуру и пропорции зданий. В эллинизме возникает культ культуры. Культура – объект эст-кого отнош. Эстетич. отношения субъекта- чел. ценит в себе волю. Элинизм добавляет категорию возвышенного, изящества, грации.
7. Основные идеи и принципы античной эстетической теории ( досократики, Платон, Аристотель) и характеристика архитектурного творчества и архитектурного объекта.
Гармония – основные ценности в античности. Это формы организации бытия и арх.-ры. Гар._ принцип упорядочения бытия. Гармония- единство противоположных частей. Пифогорийцы пытались математ. вычислить гар. Эмпидокл - из стихий всё гармонично сложено, сплачено. Гераклит – гар. возникает через борьбу.
Мера – это число опр. структуру прекрасного. Витрувий- найти гар. между пользой, прочностью и красотой. Пифагор- мера существования вещей, и мера не существования вещей (т.е. подвижность).
Прекрасное - вызывает положительные эмоции. Сократ - определяет прекрасное и безобразное по принципу соответствия. Платон - чел. через чувственную меру сущности познаёт прекрасное. Высшая ступень прекр-го - созерцание идей прекр-го. Красота внечувственна, она интеллектуальна. Платон впервые рассматривает прекрасное как момент эстетически-духовного отношения чел-ка, а не как чисто природное св-во внешн. предметов. Аристотель: красота - объективное качество вещей. Соразмерность вещи, порядок найденный в структуре вещи – основа оценки её как прекрасной. Красота заключается в величине и порядке. А. Выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. По А. прекрасное – не слишком большое и не слишком маленькое. Красота здесь выступает как мера, а мерой прежде всего явл. человек. Аристотелевская концепция прекрасного теоретически соответствовала гуманистической худ. практике античного иск-ва. Греческий Парфенон, напримев, в отл. от египетской пирамиды, не слишком большой и не слишк. маленький: он достаточно маленький, чтобы не подавлять чел-ка, и достаточно большой, чтобы выразить величие афинян, его создавших.
8. Основные эстетические ценности античного мира и архитектурный ордер. Эстетические принципы в трактате Витрувия об архитектуре.
Витрувий - первый теоретик истории пропорций, положивший начало этой науке своим произведением «Десять книг об арх-ре». В книге, которая называется "О симметрии храмов". Пропорции храмов сравниваются в ней с соотношением параметров человеческой фигуры: "Композиция храмов основана на симметрии; архитекторы должны строго придерживаться ее законов. Симметрия возникает из пропорции. Пропорция есть согласование определенной части здания с другой его частью или с целым зданием.»
Труды Витрувия - заключающие в себе аналитический разбор общей системы гармонических отношений, пропорции заданных размеров, меры длины, взятые на основании частей человеческого тела, составившие систему мер длины у римлян (палец, ладонь, стопа, локоть) — получают свое дальней¬шее развитие в теориях эпохи Возрождения. Витрувий: арх.-ное творчество- гармоничное сочетание элементов в единое целое.
9. Особенности эстетических воззрений в средние века и их отражение в архитектуре Европы. Эстетические черты в творчестве средневековых ремесленников.
Арх. становится гл. иск-вом в средневековье. Арх-ор стан. ученым. Арх-ор может быть метром и может быть ремесленником. Арх-ор мастер сам создаёт каноны. Арх-ор ремесленник применяет традиционные методы. Ремесленные традиции по своему пониманию космологичны. Работа арх-ора ремесленника ритуальна. Чел. может совершенствовать себя сам, т.е. творить усилием воли. По другой позиции в чел. входит божеств. Благодать и он начинает творить.
10. Иерархия эстетических ценностей средневековой Европы. Эстетические ценности и романская архитектура
В X в. возникают произведения романс¬кого стиля.
Особенность романского стиля — в его приземленности, тяжеловесности, незамысловатости. Важно обратить внимание, что в архитектуре романского стиля поменялись между собой значения интерьера и экстерьера храма. Античность отдавала большее предпочтение экстерьеру храма — величественному, торжественному, масштабному. Интерьер античных храмов невыразителен, мал по объему; там выставлялись фигуры языческих богов, а главные события разворачивались вне храма. В романском стиле, наоборот, внешние формы архитектуры — округлые, давящие, тяжеловесные — достаточно аскетичны, гораздо большее значение придается интерьеру зданий.
На рельефах стен, у подножия колонн, на окнах, у дверей обнаруживается огромное число каменных кентавров, львов, бросаются в глаза барельефы и скульптуры различных чудовищ (полуящеров, полу птиц), всякого рода химер. Романское искусство поначалу кажется грубым и диковатым, если сравнивать его с утонченностью и пышностью Византии, но вместе с тем оно более непосредственно, в нем даже есть искренняя и пылкая экспрессия, оно гораздо менее регламентировано. Романское иск–во утвердило в храмовой архитектуре так называемый базиликальный принцип, предполагав¬ший особое строение собора, имевшего в плане форму вытянутого прямоугольника с расширяющимися нефами.
11. Эстетические ценности средневековой Европы и их интерпретация в архитектуре готики.
Еще очевиднее, полнее и драматичнее подобное жизненное, земное содержание (романского
иск-ва) раскрывается в готическом искусстве.
Любoe самовыражение, если оно идет от души, допустимо, не является нарушением религиозных догматов.
Готическое искусство (как и романское) утвердило в храмовой архитектуре так называемый базиликальный принцип, предполагав¬ший особое строение собора, имевшего в плане форму вытянутого прямоугольника с расширяющимися нефами.
Еще одно качество западноевроп. худож. сознания можно определить как укорененность в нем образа страдающего и оскорбленного человека. Изображение угнетенного и страдающего человека — затаенный нерв, проходящий через готическое искусство на протяжении нескольких веков. В готике часто встречаются сюжеты, связанные с мученич-ом, где гл. предметами изображ. были плебей, нищий, странник. Для западноевроп. иконописи не характерны образы, демонстрирующие религиозное величие. В готике, как правило, худож. утверждение духовного начала оказывается обратно пропорц. физической красоте. Если античные статуи наводят на мысль, что прекрасный дух может обитать только в прекрасном теле, то скульптура западноевроп. средневековья свидетельствует об обратном.
Предельное напряжение душевной жизни обозначает себя через искаженные пропорции, через изображ. фигур людей, плоть которых измождена, изборождена глубокими морщинами, ее сводит в судорогах. Высокое напряжение внутренней жизни, разрушающее равновесие телесного и духовного, — отличительная черта готического искусства.
12. Размышления Августина Блаженного о сущности деятельности архитектора. Эстетические принципы в творчестве архитектора культовых сооружений.
Духовность – наивысшая ценность в средневековье. При строит-ве храмов зодчий должен придерживаться Божественного подобия.
В арх-е должен быть найден ритм.
Основная сущность арх-ы удовлетворить потребности чел. в комфорте.
13. Эстетическая система ценностей в культуре Византии. Архитектура Византии как эстетическое явление
Формирование Византийских эст. представлений происходит на рубеже IV-V вв.
Два периода развития Византийской культуры: 1)Ранневиз. пер.- активное, индивидуализированное творч-во; 2)Поздневиз. пер.- применение уже созданных канонов. В ранний пер.: приоритет чувственного опыта; зрительное восприятие – основной источник познания мира. Возникает учение о знаках, символах.
Иконопись – высоч. достижение Византии – идея достижения зримого духовного образа. Разработка языка иконописи – образ, символ, условный знак. Гл. этетич. признаки иконописи – обобщенность, условность, статика, самоуглубленность, строгая каноничность. Как и любые ограничения, эти каноны «спрямляли» творческий замысел, порождали драматические противоречия у авторов. Один из доминирующих поисков византийской эстетики — об¬суждение проблемы образа в иконе и его божественного прообраза.
Византийские авторы всячески подчеркивали идею невыразимости телесной красоты. Уделялось большое внимание изображению одухотворенной красоты, живому изваянию гармонии.
В арх-е Византии получил распространение крестово-купольный принцип строительства храмов.
С IX в. набирает силу светское византийское искусство. Гл. ориентир – акцент на выразительности чувственного восприятия.
С VI до X в. в Западной Европе разворачивается так называемый период «несистемного развития искусства». Художественные памят¬ники этого времени несут на себе печать неустоявшихся, незавершенных поисков, это искусство по своему характеру переходно
14. Эстетические воззрения в средневековой Руси. Эстетическая характеристика архитектурной практики и искусства ремесла.
В иконописи Древней Руси можно найти изображение мученичества, но не такого, что выражает себя в резких судорогах и искажениях плоти, ведущих к асимметрии в разных пропорциях.
Мотив русской иконы — представления о религиозном величии святых и мучеников. Эта особенность связанна с воспоминаниями народном о славном прошлом. Преобладали стойкие надежды на победу добра, стремления к благообразию жизни. Эти установки повлияли на то, что церкви в Древней Руси не были столь угловатыми и остроконечными, как готические, им были свойственны компактная пластичность, телесная округленность форм; во многом снимался и чрезвычайно острый драматизм, который был характерен для готической иконописи.
По сравнению с западноевроп., древнерусс. худож. сознание являет новые качества — большую демократичность, простоту и даже простонародность. Ему в большей степени присуши такие признаки, как спокойствие, и ясность. Обращает на себя внимание и удивительное умение русских архитекторов выбирать ландшафт для постройки храма — всегда на возвышениях, на скрещении путей, так что он был виден очень далеко. Эти особенности также по-своему выражали эпический характер древнерусского сознания.
Следующее его отличие — сам феномен иконостаса как чисто русского изобретения. Иконостас смотрится как нечто целое, силуэты и цвета каждой иконы находятся в соподчинении и в гармонии с целым.
Для языка русской иконописи характерна симметричность. Эта симметричность выделяется как цветовая, световая особенность русской иконы. В ней выявляются постоянство и приоритет таких цветов, как золотой и красный.
В Древней Руси получил распространение иной — крестово-купольный — принцип строительства храмов.
Исследование пропорций древнерусских храмов X и XI вв. показало, что при обмерах и установлении размеров отдельных частей здании древнерусские строители пользовались методами, аналогичными тем, что были в ходу в Византии. В качестве основного модуля здесь использовались диаметр центрального купола или сторона подкупольного квадра¬та, а остальные взаимозависимости основывались на геометри¬ческих и элементарных арифметических соотношениях. Традиционная русская сажень в точности соответствует греческой оргии, а греческая стопа - древней пяди, что говорит о связи с греческой церковью и, следовательно, с византийской культурой.
16. Эстетическая культура Возрождения. Основные творческие установки. Их воплощение в архитектурной и ремесленной практике.
Ренесанс- три стиля – возвышенный, элегический и комический. Э. Возр. – не осознавала относительности приемуществ одного вида искусства над другими. Основная функция искусства по мнению Томмазо Капанелла – воспитательная. Творцы эпохи возр. создавали возвышенный образ человека, раскрывая его мощь и величие. Человек не должен был иметь граний для своей титанической личности. Осн. творческая установка – человек создает сам себя, он причина себя. Петрарака подчеркивает, что истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великим своими делами. Ар-ра поражает своей классической чистотой, тем не менее она не дублирует Италию, а сохраняет европейские черты. ар-тор Леско, скульптор – Пилон, элементы заимствуются у античной скульптуры. Периоды Возрожд.: проторенессанс, ранний ренессанс, Высокий рен.; поздний рен. Проторенессансные мотивы в культуре возникают как жажда не¬прерывного самопознания, любознательности к себе и окружающему миру. Другое важное качество ренессансного художественного сознания — высочайшая степень его реальности и одновременно высочайшая степень его иллюзорности: с одной стороны — обожествить человеческое, с другой — спустить на землю божественное. Удивительная стройность, цельность, завершенность, гармония и простота возрожд. произведений явились следствием актуализации идеалов античности. Отличие Возр. от античности— в возвышении индивидуальности, которое не обнаруживается в соразмерном и гармоничном творчестве античности. Античный скульптурный, живописный портрет — это скорее не портрет данного человека, а изображение некоего человеческого типа. Он максимально безличен, в то время как на портретах Возр. лица даны всегда крупным планом, они замечательно красивы, иногда с неправильными чертами лица, но удивительно значительны, очень индивидуальны, часто до конца нераскрыты. Гармония античного искусства более спокойна и созерцательна. Гуманистический пафос пронизывает всю культуру Возрождения. Арх. в основном развивается горизонтально, чтобы быть ближе к чел. Появляется членение арх. сооруж. на этажи. Арх-ра Воз. воспринимается сразу, моментально и членение помогает в этом. Стена приобретает тектоничность. Арх. сооруж. рассматрив. как замкнутый в себе мир, но он идеален(совершенен): удобный, соразмерный с чел-ком. Комфортабельное, просчитанное прострво противопоставл. неорганизованному, неупорядоченному внеш. миру. В ар-ре Возрож. худ. начало доминирует. Красота и выразительность становятся более значимыми. Формир. личност. сознание как основа общественного: самодостаточ. личности; появл. заказы частных домов; появл. множество заказных деталей в арх-ре. Весьма показательное явление возрожд. культуры — новое качество самосознания деятелей искусства. Оно чрезвычайно возвышается по сравнению с предшеств. эпохой, когда к худ. привыкли относиться как к ремесленникам. Высоко ценится гармония чел. с природой, однако творец не вживается в природу, а выбирает из неё нужное для своего творчества. Причина краха ренессанского мышления – заведомая утопичность глобальных установок Возраждения. Гл. противоречие Ренессанса – противоречие между абсолютностью идеала и относительностью реальных возможностей реального чел-ка. Устремленность к бесконечному, к абсолютному в период позднего Ренессанса столкнулась с не менее характерной тягой эпохи Возрожд. к равновесию и гармонии.
17. Место искусства в эстетической культуре Возрождения. Архитектура - результат профессиональной деятельности художника.
Искусство должно давать правдивое изображение природы, бога и высшего, прекраснейшего его творения - человека. Искусство возрождения не осознавало относительности преимуществ одного вида искусств над другим. Человек изображался натурально
Ар-ра – искусство. Теоретически это доказуемо, только если художественный стиль пластических архитектурных текстов можно будет определять, анализируя его формирующее риторические фигуры. В ар-ре произведение обретает художественность только тогда, когда с помощью риторических фигур обретает стилистическую маркерованность. Хотя Чернышевский и Буров считают, что ар-ра не искусство. Архитектурный образ неотделим от функции сооружения. Ар-ра создает замкнутый утилитарно-художественный освоенный мир, отграниченный от природы противостоящий стихийной среде и позволяющий людям использовать очеловеченное пространство в соответствии с их материальными и духовными потребностями.
18. Леон-Баттиста Альберти об архитектуре. Соотношение «красоты» и «украшения» в архитектуре.
Л.-Баттиста – художник и искусствовед - считал, что цель искусства – правдивое изображение природы, бога и высшего, прекраснейшего его творения - человека. «Природа, то есть бог вложила в человека элемент божественный и небесный, несравненно более прекрасный, чем что-либо смертное…». «Для любого человека свойственно восхищение прекрасным. У каждого чел. есть свои способности. Не важно, какими способностями ты наделен, главное – уметь правильно распорядиться ими. Чтобы была возможность реализовать свои способности, нужна определенная арх-ра, идеальный город. Красота – строгая соразмерная гармония всех частей, объединенные тем, чему они принадлежат. Украшение – вторичная сфера красоты, дополнение к ней». Интерес к красоте связан с чел., она не может сущ. сама по себе. «Безобразное – ошибка природы».
19. Эстетический мир барокко. Понимание фундаментальных эстетических принципов барокко и проявление их в архитектуре, в организации предметной среды.
Барокко и классицизм призывают к примирению с окружающей средой, к спокойствию и гармонии, но разными путями. Классицизм: с помощью разума, барокко – принять этот мир и довериться эмоциям. Общее между Б. и К.: 1. Точка отсчета – идеал (подражание антич. идеалу, не отталкиваются от идеала) 2. Целостности мира нет – нет гармонии. 3. Основной сюжет картин 17в. – столкновение чувства и долга. 4. Чел. перестает осознавать себя центром мироздания. Гуманизм не теряется, но приобретает трагический характер (чел. чувствует себя ничтожной песчинкой в мире). 5. Чел. теряет ощущение самоценности (личность зависит от окружения, от природы, от социального общества). Внимание к чел. выражается усилием измерить его возм-сти, проникая в психологию, в анализ его внутренней субъективной жизни. Различия: культура Б. ценит в человеке эмоциональность, фантазийность, динамичность, иррациональность (все это в Б. ценится больше, чем разум). Культура К. ценит в человеке четкость, ясность, способность упорядочения своих чувств с пом. разума.
17в. открыл несовершенство человеческой природы (разочарование человека в его возможностях). В 17в. появилось 2 худ. стиля, параллельно развивающихся и дополняющих друг друга, в то время как до этого был всего один. Новые культ. условия расширили возм-сти индивид. начала в худ. творч-ве, возм-сти формиров. авторских стилей, утверждения собственного худ. видения.
Иск-во 17-18 вв., отличаясь вниманием к драм. сюжетам, вовлекало в область худ. переработки огромный массив негатив. противоречив. явлений.
БАРОККО. Для арх. и скульпт. Б. характерны импульсивность, динамика, чрезмерность и мистицизм. Акцент худ. тв-ва не только на объективных сторонах действит-сти, но и на стремл. через особые языковые средства усилить творч. начало, дающее пищу интеллектуальным и эмоц. способностям самого индивида, заставляет обсуждать объектив. и субъектив. основы худ. вкуса.
20. Эстетическая система классицизма и архитектура.
Главные задачи для тв-ва: познать сущность, закономерность; установление порядка в творч. идеях; отбор идеальн. моделей. Тв-во – путь от разума к управляемым чувствам. Уязвимые стороны классич. эстетики: огранич. возмож-сти, кот. она предоставляла для воплощения сложных психологич. состояний, передача своеобразия национально-историч. характеров. Продуктивным К. оказался для тех форм тв-ва, кот. носили монументальн. характер, воплощали идеи порядка, рациональности и единения.
21. Принципы художественного творчества по Н. Буало и архитектурная деятельность.
Эстетика классицизма (Буало) сводила прекрасн. к изящн., и уже не вся природа в ее цветении и буйстве, а лишь подстриженная, ухоженная природа, как, Версальский парк, выступала в кач-ве прекрасного. Высшим предметом иск-ва классицизм провозгл. красоту в обществ. жизни, отождествляемую им с добром и гос. целесообразностью.
Теоретик классицизма Н. Буало считал эстетику наукой, предписывающей художнику правила выведенные из философии и политики. Французский поэт, теоретик классицизма. Буало-Депрео (Boi-leau-Despréaux) Никола (1.11.1636, Париж, - 13.3.1711, там же), французский поэт, критик, теоретик классицизма. Выходец из буржуазно-чиновничьей среды. Изучал в Сорбонне богословие, затем право. В 1660-66 написал 9 сатир на житейские, моральные и литературные темы. В них зло высмеиваются прециозная литература и бурлеска. Критике прециозной литературы посвящен диалог "Герои романов" (1665, издан 1701). "Рассуждение об оде" (1693) и "Критические размышления по поводу некоторых мест у ритора Лонгина " (1694) связаны с так называемым "спором древних и новых". Б. отстаивал превосходство древних над современными авторами. Основные эстетические принципы французского классицизма сформулированы Б. в поэме "Поэтическое искусство" (1674). Эстетика Б. проникнута рационализмом: прекрасное для него тождественно разумному. Положив в основу своей поэтики принцип "подражания природе", Б. ограничивает его изображением абстрактно всеобщего, типического, исключающего всё индивидуальное, изменчивое. Согласно Б., такой характер "подражания природе" был присущ античному искусству, которое рассматривается им как абсолютная эстетическая норма (Аристотель, особенно Гораций). Б. устанавливает незыблемые правила "хорошего вкуса", народную поэзию третирует как искусство "вульгарное", "варварское", "площадное". Б. выдвинул требование соблюдения в драме закона трёх единств - места, времени, действия. Большое внимание Б. уделяет вопросам художественной формы как проявления разума писателя. Нормативный характер эстетики Б. сказался в теории жанров. Никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и шутовского эстетика Б. не допускает. Поэтика Б. оказала влияние на эстетическую мысль и литературу 17-18 вв. многих европейских стран. В России эстетике Б. следовали А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, особенно В. К. Тредиаковский, который в 1752 перевёл "Поэтическое искусство" на русский язык.
22. Эстетические идеи Просвещения и их влияние на архитектуру XVIII века.
К 18в. импульсивное и мистическое мироощущение постепенно гаснет, и 18 столетие в большей мере проходит под знаком классицизма. События в обществ. жизни и культ. конца 18в. еще сильнее трансформируют сознание современников: возникает искренняя вера в бесконечные возм-сти разума, в силу самого человека. Интересы потребления, частная собств-ть – это священно, это то, что движет человеком. Но здесь обнаружив. противореч.: с одной стороны, просветители смотрят на человека как на идеальную фигуру, кот. можно успешно воспитывать и формировать, к чему и призвано искус-во, с другой – они отмечают в человеке сильные природн. инстинкты, способные сокрушить любые рациональн. установления. 17-18 века оставляют впечат-ние. удивительно противоречив. времени, резкого столкнов-я идей, существов-я полярных точек зрения на природу человека, иск-во и мироздание. Привлек-ся внимание к роли индивид. аспекта, суждения об иск-ве, показавшие, что в любой процесс худ. восприятия встроен субъектив. компонент. Просветители: Руссо – остро скептич. относился к оценке общест. функции искус-ва, Дидро – возлагает на иск-во большие надежды, Винкельман – пропагандировал антич. идеал (невозмутимости, благородной красоты, спокойного величия), Лессинг – отстаивает мысль о расширении иск-вом своих границ в новейшее время (художник призван подчинять красоту основному устремлению и не пытаться воплощать ее в большей мере, чем это позволяет правда и выразит-сть). Разброс идей среди самих просв-лей иллюстрирует диллемы этой эпохи.
23. Эстетика романтизма и новые идеи в архитектуре первой половины XIX века. Предпосылки рождения нового взгляда на искусство ремесла.
Творч-во романтиков, пришедшее на смену просветителям, не только формулировало принципиально новый взгляд на иск-во, но и вырабатывало особый язык теоретич. мысли об иск-ве, обогащенный новыми понятиями и категориями. В Р. приоритетными становятся эмоции, а не разум. Р. зарождается в Германии, становящейся центром духовной Европы. Фундаментальное основание эстетики и худ. практики романтизма – увлеченность идеи защиты универсальности человеч. личности. Главный смысл иск-ва состоит в воспроизведении глубин человеч. духа, сколь высоких, столь и непостижимых. Основной акцент перемещается на возм-сти внутр. интерпретации в худ. творч-ве, культивирование сильных переживаний и страстей. Безусловно, это не может быть выражено в какой-то жесткой системе, устойчивой худ. форме. Отсюда – ориентация романтиков на такие хар-ки худ. тв-ва, как открытость, бесконечность, незавершенность, текучесть, соединение с идеями полноты, целостности, всеохватности иск-ва, приводило к новым продуктивным результатам. огромное значение романтики придавали деят-сти субъекта: с одной стороны, субъекта творчества, с др. - субъекта восприятия. Романтики старались так или иначе моделировать хар-р личностного воздействия иск-ва.
Эпоха Ром.- эпоха самораскрытия воли худ-ка, когда не существует никаких преград для создания произведений, имеющих ценность в самих себе, вдруг обнаруживается желание расширить зону действия иск-ва, направить его потенциал вовне. Романтики стремятся уйти от логич. рационализма, классицистских приемов. Они подчеркивают такое качество нового иск-ва, как невыразимость. В кач-ве высшей ценности рассматривается то особое внутр. состояние, кот. испытывает человек в момент худ. переживания. Способность к сильному внутреннему переживанию ценна для романтиков прежде всего тем, что она возвращает человеку ощущение личного достоинства. Эстетика Ром. – прежде всего эстетика человеческой свободы. Подлинно значимое и человеческое совершается не вне, а внутри самой личности. Находиться во власти иск-ва значит освободиться от власти действит-сти, именно в таком состоянии и можно принадлежать самому себе. Склонность Ром. противостоять жанровому делению искусств, утверждать формы худ. синтеза, была чрезвычайно прогрессивной для этого времени. Обменные процессы между разными видами иск-в всегда способствовали обогащению языка друг друга. Оригинальность, неповторимость, новизна – это подлинное иск-во.
24. Эстетические системы в немецкой классической философии. Влияние эстетических идей на творческие поиски архитекторов
Эстетич. концепция Канта. «Критика способности суждения» – основополагающее в эстетике. Природу иск-ва он трактует как соединен. противопол. начал: эмоц-сти и разума, логики и интуиции, чувственного и понятийного знаний. Одно из центральн. понятий кантовской эстет.- понятие «целесообразность без цели», развивающее толкование бескорыстной природы худ. восприятия и худ. удовлетворения. В процессе худ. восприятия возникает своеобразная игра познавательных сил, ведущая к самопревышению человеч. существа. Кант высоко ценит все формы внутр. активности, как и эстетика Ром.:«Процесс худ. восприятия представл. собой гораздо большую ценность, чем его рез-тат.» «Все естественное», – отмечает Кант, – «прекрасно, когда оно пробуждает идею целесообразности, а иск-во прекрасно, если походит на природу».
Красота – понятие формальное. Чтобы увидеть прекрасное в природе, достаточно иметь худ. вкус, чтобы произвести прекрасное в иск-ве, нужно быть гением. Гениальность – природное дарование, кот. дает правило (каноны) иск-ву.
Подобно Канту, Шеллинг считает, что любое прекрасное явление в равной степени чувственно и духовно, в одинаковой степени пробуждает активность разума и эмоций. Целостная природа иск-ва – залог способ-сти додавать каждому чел. то, чего он лишен в реальн. жизни. Шеллинг: «Красота спасет мир». Иск-во у Ш. рассм. с того, как человек сам себя созерцает и в рез-те этого созерц-я возникает потребность в иск-ве и тв-ве. Художник- это чел., который творит потому, что не может не творить.
Гегель считает, что произв-е явл. продуктом иск-ва лишь в той мере, в кот. оно порождено чел. духом. Важнейшая особ-сть иск-ва – в возм-сти чел-ка как духовного сущ-ва удваивать себя в создаваемых им образах внешн. мира. Воплощая себя во внешнем, чел. подчиняет себе природный мир, созерцает себя и получает возм-сть во внешней форме насладиться реальностью самого себя. «Предметом худ. изображ-я может быть не всякое содержание, а лишь то, кот. фиксирует мысль как сущность». В эстетич. системах немецк. классич. эстетики иск-во и красота выступают как синонимы. Иск-во и красота трактуются как некая целостность, способной разрешать всевозможн. противоречия.
25. Эстетические теории немецкой классики и становление науки об архитектуре.
Эстетич. концепция Канта. «Критика способности суждения» – основополагающее в эстетике. Природу иск-ва он трактует как соединен. противопол. начал: эмоц-сти и разума, логики и интуиции, чувственного и понятийного знаний. Одно из центральн. понятий кантовской эстет.- понятие «целесообразность без цели», развивающее толкование бескорыстной природы худ. восприятия и худ. удовлетворения. В процессе худ. восприятия возникает своеобразная игра познавательных сил, ведущая к самопревышению человеч. существа. Кант высоко ценит все формы внутр. активности, как и эстетика Ром.:«Процесс худ. восприятия представл. собой гораздо большую ценность, чем его рез-тат.» «Все естественное», – отмечает Кант, – «прекрасно, когда оно пробуждает идею целесообразности, а иск-во прекрасно, если походит на природу».
Красота – понятие формальное. Чтобы увидеть прекрасное в природе, достаточно иметь худ. вкус, чтобы произвести прекрасное в иск-ве, нужно быть гением. Гениальность – природное дарование, кот. дает правило (каноны) иск-ву.
Подобно Канту, Шеллинг считает, что любое прекрасное явление в равной степени чувственно и духовно, в одинаковой степени пробуждает активность разума и эмоций. Целостная природа иск-ва – залог способ-сти додавать каждому чел. то, чего он лишен в реальн. жизни. Шеллинг: «Красота спасет мир». Иск-во у Ш. рассм. с того, как человек сам себя созерцает и в рез-те этого созерц-я возникает потребность в иск-ве и тв-ве. Художник- это чел., который творит потому, что не может не творить.
Гегель считает, что произв-е явл. продуктом иск-ва лишь в той мере, в кот. оно порождено чел. духом. Важнейшая особ-сть иск-ва – в возм-сти чел-ка как духовного сущ-ва удваивать себя в создаваемых им образах внешн. мира. Воплощая себя во внешнем, чел. подчиняет себе природный мир, созерцает себя и получает возм-сть во внешней форме насладиться реальностью самого себя. «Предметом худ. изображ-я может быть не всякое содержание, а лишь то, кот. фиксирует мысль как сущность»
В эстетич. системах немецк. классич. эстетики иск-во и красота выступают как синонимы. Иск-во и красота трактуются как некая целостность, способной разрешать всевозможн. противоречия.
26. Эстетика «Серебряного века» в России (конец XIX – начало XX века) и архитектура модерна.
Особое место в иск-ве модерна занимал символизм. В кач. самост. худ. течения символизм получил разв. преимущ. в лит-ре XXв. В России этот период получил назв. «Сер. века».
Эстетика Сер. века в России ставила искренность в тв-ве на первое место. В России происходил рационально духовн. подъем. Возникли традиции передвижников, академизм. В то же время формируются авангардизм, супрематизм. В арх-ре «Серебряного века» классицизм доживает последние дни и наступает модерн. Модерн – элемент театральности, желание играть формами. В модерне мы видим поэтику символизма, декор. ритм, индивид-сть творца. Модерн проповедует идею всеобщего единства всех искусств. Рождается дизайн.
Для Сер века характерна личная заинтересов-сть автора в своем творении. Архитекторы задумывали и воплощали свои проекты целостно, вплоть до дверной ручки. Для Сер. века характерна театральность и игра. Артистизм наблюдался и в творч-ве, и в жизни. В модерне можно увидеть элементы театральности, желание играть формами. В иск-ве модерна декорация начала отделяться от конструкции и становиться самоцелью. Отсюда – безудержная прихотливость орнамента, нарушающая тектонику вещи. В эпоху Сер века ценилась природа, сохранение красоты природного материала. В модерне – широкое использов. нетуральн. материалов, стилизация природных мотивов. В модерне мы видим индивидуальность творца.
Центральн. категорией эстетики Сер века и модерна был символ. Символ был ср-вом постижения и воспроизв-я в иск-ве той целостности бытия, сущности жизни, кот. считалась недоступной научному познанию. Его содержание всегда многозначно, допускает разл. трактовки. Его постижение не может быть достигнуто интеллектуальным усилием, а требует напряжения творч. интуиции. Модерн стремился к созданию «нов. стиля жизни» - худ. синтеза окр. среды, простр-ва и времени, в кот. живет чел. Была выдвинута «идея всеобщего единства всех иск-в», кот. нашла отражение в модерне, ведь для него характерно стремление к синтезу с др. видами иск-в, и прежде всего с изобразит. и декоративно-прикладными.
«Красота – есть ощутительная форма добра и истины»,- формула эстетики Соловьева, «солидарность частей, целостность явлений, гармония духовного и вещественного».
В красоте надо различать общую идеальн. сущность и эстетическую форму. Сущность красоты – уйти от реальности. Природа предшествует иск-ву. Созидание абсолютной красоты.
Флоренский: «Худ. тв-во – состояние чел. души. Произведение иск-ва – это живой организм. Цель иск-ва – преобразование действит-сти, особая организация пространства».
Бердяев: «Чел. должен быть свободен. Свобода от внешнего насилия. Культура – высшая человеч. Ценность, особый тип самовыражения личности. Сверхкультура – почва для гениальности. Гениальность и талант отличаются качественно. Талант – свойство, присущ. Художнику, послушание в рамках художества. Гениальность – выходит за рамки, это – кач-во чел-ка».
27. Состояние эстетической культуры первой половины XX века Эстетические идеи и их влияние на теорию и практику архитектуры и дизайна (конструктивизм, функционализм и др.). Влияние архитектурной и дизайнерской практики на эстетические идеи.
Экономико-политический кризис отразился на духовном мире. Одним из ярчайших проявлений тогдашних веяний – философские сочинения Шпенглера. В художественном мире возникает гонение на академизм. Рождается новое: Эксприсионизм крайне взвинченная эмоциональность, экспрессия. Эксприсионизм – отклик на противоречие эпохи, огромный технический прогресс. Дисгармония, упрощение формы, эмоциональность. Эксприсионизм трудноуловим из-за слишком большого многообразия. Его основные характеристики – интенсивный цвет и экспрессия в форме. Воины наложили свой отпечаток – духовное опустошение - без духовность. Изменяется место человека в мире – ОН ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ГЛАВНОЙ ФИГУРОЙ. Эксприсионизм проложил дорогу враждебности. Мунк «КРИК» на картине человеку вроде бы ничего не угрожает, но он напуган, вокруг безумие и безумцы, порожденные ХХ веком. Конструктивизм – индустриализация отделена от человека и возведена в культовый статус. Эксприсионизм- выражение боли художника по поводу несовершенного мира.. Экзистенциализм – человек чужд индустрии, иррациональности пессимизма. – человек отчужден от общечеловеческого прогресса , технические ценности заменяю человека. Эстетика кострук. – развивалась между крайностей утилитаризма, требующего уничтожить эстетику, и эстетизма. Искусство требует лаконичность. Сюрреализм утверждает бесконтрольность творческого процесса, свободные ассоциации., чистый психический автоматизм. предмет С. – сверхдействительность. Ар-ра – мир – организованное пространство. Ле Корбюзье. Бетон.
28. Эстетическая культура второй половины XX века и архитектура, дизайн постмодерна.
Поп-арт – идея личности массового потребления. Ориентиры на нетворческие массы. Узоры, ремесленные приемы, оптические обманы, геометрирезация. Контраст – главный инструмент искусства. Одним из эстетических приемов поп-арта – показ старой изношенной вещи, которая через отрицание должна утверждать новую , полноценную продукцию. эстетика поп-арта – это всегда эстетика утилитаризма, иногда нигилистическая, через отрицание утверждающая вещь как фетиш. Гиперреализм – главная тема картин делают мертвую, рукотворную, «вторую» природу городской среды: бензоколонки, автомобили , витрины жилые дома, телефонные будки… из творчества изгнано все человеческое. Гиперреализм – насильственная и искусственная деструкция образа реальности. Они показывают следа чрезмерной урбанизации. Хепенинг: художник делается мимом - мир- цепь случайных событий, личность должна субъективно ощущать полную свободу, но на деле подчиняться единому действию, быть манипулируемой.
Постмодерн представляет собой решительное отрицание основного русла развития арх. 20в. Одним из характерных подходов постмодерна явл. отказ от формальной красоты, интернационального стиля. Пример: центр Помпиду в Париже. В арх. зрителю видна внутр. механика здания, но от него скрыт основной конструктивный принцип. У самого интерьера нет фиксированных стен, так что, в зав-сти от потребности, можно переставить любые временные перегородки. Некоторое оживление вносит броская раскраска здания, но причемкаждый цвет настроен на опр. функцию. Этот откровенный утилитаризм отражает современные популистские настроения в арх-ре Франции. Др. представители постмодернизма в арх. стремились к созданию более человечной окр. среды. Главным средством достижения большей выразительности у них стало использ. стилистических элементов прошлого, вызывающих богатые ассоциации. Новая городская галерея в Штуттгарте отличается грандиозностью масштабов, как это и подобает дворцу (искусств), но вместо монолитного куба центра Помпиду, арх. Стерлинг применил более разнообразные формы в пределах более сложных пространственных отношений
29. Эстетические идеи конца XX века и перспективы развития архитектуры и дизайна.
Основными ветвями развития являются: Постмодерн представляет собой решительное отрицание основного русла развития арх. 20в. Одним из характерных подходов постмодерна явл. отказ от формальной красоты, интернационального стиля. Пример: центр Помпиду в Париже. В арх. зрителю видна внутр. механика здания, но от него скрыт основной конструктивный принцип. У самого интерьера нет фиксированных стен, так что, в зав-сти от потребности, можно переставить любые временные перегородки. Некоторое оживление вносит броская раскраска здания, но причемкаждый цвет настроен на опр. функцию. Этот откровенный утилитаризм отражает современные популистские настроения в арх-ре Франции. Др. представители постмодернизма в арх. стремились к созданию более человечной окр. среды. Главным средством достижения большей выразительности у них стало использ. стилистических элементов прошлого, вызывающих богатые ассоциации. Новая городская галерея в Штуттгарте отличается грандиозностью масштабов, как это и подобает дворцу (искусств), но вместо монолитного куба центра Помпиду, арх. Стерлинг применил более разнообразные формы в пределах более сложных пространственных отношений. Деконструктивизм – возвращается к одному из самых ранних источников модернизма – русскому авангарду. В последние десятилетия арх-ры стремятся преодолеть однообразие совр. зодчества, подрывая саму ее внутр. структуру. Деконструктивизм не доходит до полного отказа от модернистической арх-ры и ее принципов.
Реализм – понятие, характеризующее основную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота художественного познания. основные тенденции истинного развития искусства; модернизм – общее обозначение явлений искусства 20-го века, отошедшего от традиций внешнего подобия и утверждающей новый подход к изображению бытия., основная черта методологии Модернизма –фовизм, Эксприсионизм, кубизм, русский авангард. Включая сюрреалистические течения. Принцип построения разветвленная ассоциативность. По форме изображаемых настроений. Искусство водвигае концепцию непрерывно растущего человека.
30. Формирование новой системы ценностей на рубеже ХХ-ХХI веков и новые творческие задачи в деятельности архитекторов и дизайнеров. Эстетико-художественные принципы и критерии в проектной деятельности.
Высшая цель искусства — всесто¬роннее развитие социально значимой и самоценной личности, удовлетворение ее духовно-эстетических потребностей, наслаждение художественными шедев¬рами и формирование ценностных ориентации. Поэ¬тому искусство способно одухотворить научный и тех¬нический прогресс, освятить его идеями гуманизма. Развитие человека, его самосовершенствование — ре¬зультат духовного труда личности. И в этом труде ис¬кусство — помощник человека. Идеал (быть может, недостижимый, но от этого не менее желанный): развитие человека идет через общество, во имя лю¬дей, а развитие общества — через человека, во имя личности. В этой диалектике взаимообогащения че¬ловека и человечества — смысл и суть истории, и высшее гуманное назначение искусства споспешество¬вать этому взаимообогащению.
31. Эстетика Универсума и основные задачи архитектора по созданию Среды.
Универсум – чел., воспринимающий себя органично вписываемым в среду. Античная культура назыв. универсумом космос. Универсум – мир, как целое, в кот. соединено все сущее. Универсум – гармоничное целое. Раньше мир воспринимался гармоничным. Под воздействием человека мир терял свою гармонию и духовность. Духовность заменяется рассудочностью по Гегелю. Мир стал для чел. механическим, поэтому мир перестает быть понятным человеку (Гегель). Для дальнейшего развития цивилизации необходимо реабилитировать то, чем владели древние люди. Задачей арх. и дизайна в 21 в. явл. создание такой среды, в которой бы чел. чувствовал себя гармонично, не обосабливаясь от природы. Универсум есть мир как целое, сл- но здесь эстетика должна охватывать мир целиком – как художественную часть, так и научно – промышленно – бытовую. ар-тор должен создавать художественно - осмысленную среду по законам эстетики и руководствоваться для создания интерьера – экстерьером и наоборот.
32 Место и роль фундаментальных эстетических ценностей в понимании природы, социума. Универсума и новые направления в архитектуре (архитектурная бионика, экологическая архитектура) Бионика занимается использованием в художественном проектировании целесообразно формой живой природы. Дизайн в отличии от бионики, которая прямо заимствует формы живой природы, пропускает сквозь призму культуры. Дизайн связывает в единый узел духовн. и матер. культуры.
33 Эстетическое сознание и его структура. Место эстетического сознания в творчестве архитектора, дизайнера).
Существует 2 теории: 1. Эстетич. сознание – уникальный дар, кот. дан не всем, а только элите. (Платон, Демокрит) 2. Эстетич. сознание присуще всем людям. Нет ни одного нормального развитого чел-ка, не имеющего эст. сознания. Все люди обладают дух-стью, а след., и эстетич. сознанием.
3 концепции природы происхождения: 1. Эст. сознание – происхождение божественное (Платон создал концепцию, а Кант разделял ее). 2. Природное (Дарвин – XVIII-XIXвв). 3. Общественно-историч. (XIX-XXвв.).
Природа наделяет чел. задатками эст. сознания, но развивается оно только в обществ. среде. Сознание – не только вид интеллект. деят-сти, но это средство общения с окр. миром. Эст. сознание может представлять обществ. группа или человек.
Традиционно в эст. сознании выделяли след. ступени (до 19в.): 1. эст. чувство 2. эст. вкус 3. эст. суждение 4. создание эст. науки (теории). В 20в. добавляется интуиция, сознательное и бессознательное.
Эстетич. чувство: эммоциональн. пережив-я субъекта, оно наиболее индивидуально и носит оценочно-индивид. хар-р. Эст. чувство перетекает в воображение, а воображ-е развивает эст. чувство. Оно эмоционально, выводит чел-ка из сост-я покоя.
Эст. вкус: интерес к нему появился в 18в. Вкус – субъективная оценка, зависящая от опыта, от воспитания, от хар-ра. Вкус – синтез чувства и разума. Вкус – выбор, балансирование между свободой выбора и следованием опр. канонам и нормам.
Эст. суждение: эст. идеал – то, что позволяет сравнивать.
34 Основные элементы эстетического сознания. Их характеристика и проявление в проектной деятельности.
Существует 2 теории: 1. Эстетич. сознание – уникальный дар, кот. дан не всем, а только элите. (Платон, Демокрит) 2. Эстетич. сознание присуще всем людям. Нет ни одного нормального развитого чел-ка, не имеющего эст. сознания. Все люди обладают дух-стью, а след., и эстетич. сознанием.
3 концепции природы происхождения: 1. Эст. сознание – происхождение божественное (Платон создал концепцию, а Кант разделял ее). 2. Природное (Дарвин – XVIII-XIXвв). 3. Общественно-историч. (XIX-XXвв.).
Природа наделяет чел. задатками эст. сознания, но развивается оно только в обществ. среде. Сознание – не только вид интеллект. деят-сти, но это средство общения с окр. миром. Эст. сознание может представлять обществ. группа или человек.
Традиционно в эст. сознании выделяли след. ступени (до 19в.): 1. эст. чувство 2. эст. вкус 3. эст. суждение 4. создание эст. науки (теории). В 20в. добавляется интуиция, сознательное и бессознательное.
Эстетич. чувство: эммоциональн. пережив-я субъекта, оно наиболее индивидуально и носит оценочно-индивид. хар-р. Эст. чувство перетекает в воображение, а воображ-е развивает эст. чувство. Оно эмоционально, выводит чел-ка из сост-я покоя.
Эст. вкус: интерес к нему появился в 18в. Вкус – субъективная оценка, зависящая от опыта, от воспитания, от хар-ра. Вкус – синтез чувства и разума. Вкус – выбор, балансирование между свободой выбора и следованием опр. канонам и нормам.
Эст. суждение: эст. идеал – то, что позволяет сравнивать.
35 Понятие «эстетический субъект» и эстетическо-художественные способности личности.
Эст. субъект способен к эст. восприятию мира и самого себя, имеет эст. сознание и умеет им воспользоваться, чтобы оценить себя и др.
Существует 2 теории: 1. Эстетич. сознание – уникальный дар, кот. дан не всем, а только элите. (Платон, Демокрит) 2. Эстетич. сознание присуще всем людям. Нет ни одного нормального развитого чел-ка, не имеющего эст. сознания. Все люди обладают дух-стью, а след., и эстетич. сознанием.
3 концепции природы происхождения: 1. Эст. сознание – происхождение божественное (Платон создал концепцию, а Кант разделял ее). 2. Природное (Дарвин – XVIII-XIXвв). 3. Общественно-историч. (XIX-XXвв.).
Природа наделяет чел. задатками эст. сознания, но развивается оно только в обществ. среде. Сознание – не только вид интеллект. деят-сти, но это средство общения с окр. миром. Эст. сознание может представлять обществ. группа или человек.
Традиционно в эст. сознании выделяли след. ступени (до 19в.): 1. эст. чувство 2. эст. вкус 3. эст. суждение 4. создание эст. науки (теории). В 20в. добавляется интуиция, сознательное и бессознательное.
Эстетич. чувство: эммоциональн. пережив-я субъекта, оно наиболее индивидуально и носит оценочно-индивид. хар-р. Эст. чувство перетекает в воображение, а воображ-е развивает эст. чувство. Оно эмоционально, выводит чел-ка из сост-я покоя.
Эст. вкус: интерес к нему появился в 18в. Вкус – субъективная оценка, зависящая от опыта, от воспитания, от хар-ра. Вкус – синтез чувства и разума. Вкус – выбор, балансирование между свободой выбора и следованием опр. канонам и нормам.
Эст. суждение: эст. идеал – то, что позволяет сравнивать.
36 Эстетические категории («прекрасное», «безобразное», «возвышенное».
«низменное», «трагическое», «комическое» и др.) и ценностные характеристики - архитектуры и дизайна.
Свойства произв-ний и сопутствующие им чувства эмоциональн. подъема описывались через понятие прекрасного, явившиеся центральными в эстетич. науке. Все прочие эстетич. понятия (возвыш., трагич., комич., героич. и т.п.) обретали свой смысл только через соотнесенность с категорией прекрасного.
ПРЕКРАСНОЕ: В ср. века господств. концепция божеств. происхожд. красоты.
В противовес этому гуманисты эпохи Возр. утв. красоту самой природы и радость ее воспр-тия.
Французские просветители XVIII в. расширяют сферу красоты и возвращают ее всей действительности. Для них Прекр. — естеств. св-во самой природы, так же как вес, цвет, объем и т.д. Кант трактовал Прекр. как объект незаинтересованного отношения. Красо¬та для Гегеля — сфера искусства. Он принципиально не анализи¬рует красоту природы.
Красота объективна, т.к. зависит не от воспр-я того или иного индивида, а от реальн. ценности предмета для человечества. Прекрасное – сфера свободы человека.
ВОЗВЫШЕННОЕ: Беск-сть и вечность мира, мощ¬ные внутр. силы природы и человека, безгранич. перспек¬тивы в освоении природы, в ее очеловечении — все это отраж. возвыш. как категорию эст. Воспринимая возвыш. явления в природе и общ-ве, мы испытыв. восторг, к кот. может примешиваться и эстети¬ч.-отрицат. эмоция, и даже чувство страха. В завис-¬сти от акцента на тот или иной момент восприятия (восторг — страх) различают две разновидности возвыш.: возвеличи¬вающее мощь человека и подавляющее его.
ТРАГИЧЕСКОЕ: раскрывает 1. гибель или тяжкие страдания личности. 2. невосполнимость для людей ее утраты. 3. бессмертные общественно-ценностные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности и ее продолжение в жизни чел-ва. 4. ваявляет активность трагического хар-ра по отнош. к обст-вам. 5. философски осмысляет состояние мира.
КОМИЧЕСКОЕ: сущность – противоречие. Комизм – рез-т контраста разлада противост-я: безобразного к прекрасному, ничтож. к возвыш., нелепого к рассудит., ложного – истинному и т.д. Смех – всегда радостн. испуг, радостн. разочар-ю кот. прямо противопол. восторгу и восхищ. Единств. вид иск-ва, кот не может отразить комич. – арх-ра. Комич. в иск-ве всегда включ. в сеюя высокоразв. критич. начало; смех – эмоционально-насыщ. форма критики.
БЕЗОБРАЗНОЕ: безобразн. и прекрасн. – противоположн-и, тесно связ-е друг с другом. Даже явл-я, отвратит. в жизни, будучи изображ. в худ. произв., доставляют эстетич. удовольствие. В основе этого лежит радость узнавания действит-сти.
НИЗМЕННОЕ: - крайняя степень безобразн., чрезв. негативн. ценность. Это отрицат. силы, кот. таят в себе угрозу для людей, т.к. они еще не полн-тью подчинены их воле (как пример – низменный хар-р войны, тирания).
37. СУЩНОСТЬ и специфика «эстетического» Эстетические критерии в архитектуре и дизайне.
Сфера эстетического освоения мира гораздо шире собственно искусства. Она охватывает и труд, и быт, и культуру. Эстетическая деятельность исторически предворяет художественную, последняя вырастает из первой. В художественной деятельности достигают своего иде¬ального выражения и закрепляются высшие достиже¬ния эстетической деятельности. Художественная дея¬тельность обратно влияет на эстетическую, поднимая ее за собой. По утверждению Гадамера, «великие ху-дожественные достижения самыми разными путями нисходят в потребительский мир и участвуют в эсте¬тизации среды.
Арх. – не только место обитания чел., но и способ воздействия на него. Арх. должна вызывать у чел. опред. эмоции; если чел. испытывает эмоции, значит в архитектуре заложена духовность. Сарай, будку и т.д. можно назвать сооружениями, но не арх. В понятие арх. вкладывается уникальность, неповторимость объекта, его выразительность. Арх. и дизайн – это искусство. Если чел. живет не в типовом доме, а в доме с уникальн. дизайном, он будет ощущать свою индивид-сть. Если бы арх. не была иск-вом, то не было бы такого многообр-я образов, арх. объектов, не происходила бы смена стилей. Смена стилей в арх. показывает, что чел. всегда стремился к новизне, и арх. для него всегда была и есть иск-вом. Арх. не должна быть незаметной, она должна завлекать зрителя.
38. «Художественное» - как выразительность, уникальность, «новизна».
Художественное есть частная форма эстетики.
Древние греки считали что художественное создается по законам хаоса и из хаоса. Нарисованная древними философами картина, быть может, совершенно неадекватна процессу рожде¬ния мироздания, но она полно соответствует непред-сказуемому, случайному, самопроизвольному процес¬су рождения художественной реальности. Сознание художника параллельно существу¬ют первоэлементы (атомы) сознания: впечатления бытия, самопроизвольные фантазии, рожденные внут¬ренними потребностями личности, ее комплексами, ее индивидуально-социальными особенностями. Однажды (непредсказуемо когда), «не спросясь ни у кого», эти первоэлементы сознания соединяются в смутный образ героя или смутный образ обстоятельств (жизненной ситуации). И дальше пошло: герой начинает действо¬вать, обстоятельства «заселяются» взаимодействующи¬ми персонажами. Это и есть стадия хаоса, ибо рождается художественное. Освоение художником действительности связанно с созданием худ. Образа, уникальность в том, как эмоции прореагируют на действительность.
39. «Эстетическое» и «художественное» в архитектуре и дизайне. Эти термины с одной точки зрения синонимы, с другой – они параллельны. Вторая точка зрения неправомерна, так как эстетическая деятельность нередко перерастает в художественную. Эстетика – деятельность по законам красоты вне искусства, а художественность – деятельность в искусстве. Эстетическая деятельность шире художественной, а последнее есть частный случай первой. Также существует обратная точка зрения. Есть частный случай первой – поскольку красоту человек создает не только в искусстве. И наоборот – поскольку художественное творчество выходит за рамки одного только творчества по законам красоты. Художественная деятельность создает не только прекрасное, но и возвышенное и трагическое и комическое. В ар-ре и дизайне творец выступает как субъект синтезирующий в той или иной степени обе эти категории. Дизайн – визуальный язык, особый язык формы, дающий идеям зрительное выражение. Инструменты – свето-тень, пропорция, оптич. иллюзия, цвет…
40. Искусство как эстетическое явление. Архитектура и дизайн - эстетико-художественное явление.
Искусство – высшая форма эстетического освоения. Художественное творчество, его специфика и сущ¬ность, эстетическое богатство искусства, общечелове¬ческое значение его шедевров, эстетическое отноше¬ние искусства к действительности составляют второе проблемное поле эстетики искусства. Искусство — это отстоявшаяся, откристаллизо¬вавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть эстетическое со¬держание, художественная концепция мира и лич¬ности. Между двумя формами эстетической деятельнос¬ти — собственно художественной и практической — существует граница, но она подвижна и преодолима. На этой границе со стороны искусства — архитектура, прикладное и декоративное искусство, а со стороны практического и индустриального освоения мира — дизайн. Многообразие форм освоения мира не сводится к искусству. Предмет эстетики и ее проблемное поле шире искусства.
41. Художественный образ - сущность и специфика искусства. Своеобразие художественного образа в архитектуре и дизайне.
Искусство — сложнейшее явление, может быть, самое сложное в мироздании. Оно — результат специ¬фического типа эстетической деятельности. Поэтому оно подчиняется и ряду общих законов мышления и общественного сознания (сфера интересов философии), и метазаконам эстетики, и специфическим законам собственно художественной деятельности (сфера ин¬тересов эстетики), и законам одного из видов искусст¬ва (сфера интересов теории музыки, теории театра). В проблемное поле эстетики как науки входят законы, раскрывающие существенные и необходимые связи, возникающие в процессе эстетической деятельности и художественного творчества, социального бытия про¬изведения, его восприятия, и законы развития искус¬ства.
43. Содержание и форма в искусстве Эстетические характеристики содержания и формы в архитектуре и дизайне. Художественные аспекты содержания и формы в проектной деятельности
Любое худ. произв. характеризуется формой и содержанием. Совокупность формы и содержания должна быть уравновешенной. Формы – совокупность внутр. качеств. Существ. внутр. форма – структура, организация и композиция, и внешняя форма – средство и прием передачи худ. образа. Содержание – отличит. черты объекта. Существует внешнее содерж. – тема, и внутр. содерж. – сущность объекта (худож. идея, пафос (постижение идеи, кот. превращается любовь к идее и дает энергию, чтобы реализовать ее)). Сущность – совокупность необх. внутр. закономерностей и форм. Внешнее содерж-е – тема, кот. лежит в основе реальности объекта.
Тема в арх-ре. Главная тема – польза, прочность, красота. Между этими категориями должны быть найдены гармония, целостность и мера.
44 Тема, художественная идея, эстетико-эмоциональная оценка в творчестве архитектура и дизайнера
Первые эстетические идеи родились у древнегреческих философов как ас¬пект их натурфилософии. Эта пробле¬матика в дальнейшем стала первым проблемным полем отпочковавшейся от философии самостоятельной науки — эстетики. Мир и происходящие в нем про¬цессы в их ценности для человечест¬ва как рода (то есть в их эстетической значимости) являются сферой эстети¬ки, ее предметом. Проблемное поле эс¬тетики как науки — эстетическое ос¬воение мира. Ключевая проблема — эстетическое (многообразная действи¬тельность в ее значении для челове¬чества).Деятельность людей вовлекает ок¬ружающий мир в сферу их интересов и ставит его явления в определенное от¬ношение к человечеству. Человек об¬ладает относительно явлений мира сте¬пенью свободы в той мере, в какой он освоил эти явления. Все это создает эс¬тетическое богатство мира: его предме¬ты обладают многообразными эстети¬ческими свойствами. Художественная культура общества — совокуп¬ность художественного творчества, его продуктов (про¬изведения искусства), учреждений, готовящих кадры художественной интеллигенции (вузы, училища, сту¬дии) и обеспечивающих социальное функционирова¬ние искусства (музеи, библиотеки, кинотеатры, теат¬ры, концертные залы).
45 Место и роль композиции в творчестве художника. Эстетико-художественная характеристика композиции архитектурного и дизайнерского творения.
Композиция являет собой фундамент любого изобразит. творчества. Дизайн и ар-ра в известном смысле результат безграничного расширения сферы прикладного искусства и его развития на промышленной основе, результат npoникновения эстетики в технику. Дизайн делает форму продукта не только целесообразной и конструктивно логичной, но и эмоционально выразительной, эстети¬чески осмысленной. Художник-конструктор создает продукты и орудия труда, способные «по-человечески относиться к человеку», то есть обладающие эстети¬ческой ценностью. Дизайн очеловечивает взаимоотно¬шения между вещью и личностью, а также между людьми. Пользуясь художественно сконструированны¬ми вещами, человек эстетически наслаждается, созер¬цая себя в созданном им мире.
46 «Язык искусства» Эстетическо-художественный язык архитектуры и дизайна и профессионализм проектировщика.
Декоративное искусство — эстетическое освое¬ние среды, окружающей человека, художественное оформление созданной человеком «второй природы»: зданий, сооружений, помещений, площадей, улиц, до¬рог. Это искусство вторгается в повседневную жизнь, создавая красоту и удобства внутри и около жилых и общественных помещений. Произведения декора-тивного искусства могут вступать в син¬тез с архитектурой. Декоративное искусство вбирает в себя достиже¬ния других искусств, особенно живописи и скульпту¬ры. Живопись вначале существовала в виде наскаль¬ной и настенной и лишь потом сформировалась как станковая. Монументальная живопись на стене (фрес¬ка), находящаяся в синтезе с архитектурой, — род декоративного искусства. Дизайн — это эстетический и научно-технический уровень общества, воплощенный в товарах широ-кого потребления и орудиях труда. Дизайн — это сек¬реты производства (технология создания продукта в промышленном масштабе), воплощенные в эстетичес¬ки совершенную и удобную вещь.
47 Морфология искусства. Специфика архитектуры и дизайна как видов искусства.
Бифункциональность архитектуры и дизайна.
Морфо- форма, логия – логика. Одна форма может в себе синтезировать несколько функций (два в одном) эстетика – морфология искусства. специфика ар-ры – это то, что ар-ра явл. Инженерия прекрасного – синтез эстетичного и прекрасного. Дизайн несет в себе синтез практично – утилитарного и прекрасного, художественного. Обе этих стези имеют двоякую природу и созданы служить двум направлениям – практике и красоте. С одно стороны ар-ра должна отвечать законам физики и удобства, с другой внешней красоте, быть музыкой в камне. Дизайн – практичность для обитания, создание среды, с- другой стороны – созерцания сочетающегося вокруг, гармоничного. Тем самым они несут бифункцию – красоты и практичности.
48. Синтезирующие возможности архитектуры и дизайна. Эстетические принципы синтеза и формы их проявления в архитектуре и дизайне.
Дизайн — это мас¬совая коммуникация внутри общества, объединяющая людей индустриально-эстетическими продуктами пот-ребления, единой стилистикой, единым образом жиз¬ни. Дизайн связывает в единый узел духовную и ма¬териальную, научно-техническую и технологическую, гуманитарную и индустриальную культуру. Он — фо¬кус их пересечения. Тем самым он обеспечивает куль¬турную целостность современной цивилизации. Произведениями декора¬тивного искусства могут быть дверная ручка и огра¬да, оконное стекло и светильник, вступающие в син¬тез с архитектурой. Декоративное искусство вбирает в себя достиже¬ния других искусств, особенно живописи и скульпту¬ры. Живопись вначале существовала в виде наскаль¬ной и настенной и лишь потом сформировалась как станковая. Монументальная живопись на стене (фрес¬ка), находящаяся в синтезе с архитектурой, — род декоративного искусства.
49. Художественный стиль и его эстетические характеристики. Ритмическая закономерность смены художественных стилей. Стили в архитектуре.
Соотношение эстетической и художественной де¬ятельности — сложный и спорный вопрос эстетики, по которому существуют следующие точки зрения. 1. Многие полагают, что эстетическое тождествен¬но художественному, эти термины — синонимы. Од-нако, создавая автомобиль или часы, человек не со¬здает художественно-информативную, концептуально нагруженную образную систему, и потому его деятель¬ность является не художественной, а эстетической. Их отождествление ошибочно. 2. Немецкий философ и психолог М. Дессуар счи¬тает, что эстетическое и художественное не сопряга¬ются друг с другом, а существуют параллельно, как рядоположенные понятия. Ошибочно как отождествлять эстетическую дея¬тельность с искусством, так и противопоставлять их. 3. Утверждения, что художественная деятель¬ность в чем-то уже, а в чем-то шире эстетической вносят в науку ту странную логику, по которой можно дойти до абсурда. 4. есть мнение, что эстетическая деятельность шире художественной. Художественное творчество- высшая форма эстетической деятельности. Эстетика живет по законам красоты и создает не только прекрасное.
52 Творческий процесс, его особенности, принципы и приемы Эстетические черты творческого процесса архитектора и дизайнера
Это процесс рождения, сопряженных с некоторыми особенностями. Начнем с творца - Автор — творческая личность, обладающая ря¬дом специфических качеств. «Секрет писательства заключается в вечной и невольной музыке в душе. Если ее нет, человек может только «сделать из себя писателя». Но он не писатель...». Авторский труд (творчество) — радостный и мучительный процесс. Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой. Вечное состояние творящего – неопределенность., неуверенность в завтрашнем дне, издерганность. Есть иерархия людей расположенных к творчеству – способность – одаренность- талантливость – гениальность. Способный к худож.творч. должен обладать рядом развитых духовно-мыслительных особенностей.
53 Эстетические установка в формировании художественных систем архитектуры и дизайна.
Универсальное качество человеческой деятельности – эстетическое: совершается по законам красоты. Художественное творчество — высшая форма эстетичес¬кой деятельности. Эстетическая деятельность ведется не только по законам красоты и создает не только пре¬красное – но и трагическое, и комическое, и возвышен¬ное, и безобразное, и низменное могут определять ха¬рактер, содержание и результат эстетической деятель¬ности. Сл-но эстетика дает художественно-выразительную часть в творчестве ар-ра и дизайнера. Она отвечает не за конкретную форму подачи прекрасного – а за нормы его в то или иное временной промежуток и его соответствие.
54 Стиль, эклектика, постмодерн - эстетико-художественные системы в архитектуре.
Само слово эклектика означает собирать Эклектика позволяет нам собирать в едино разное. Разностилие помогает создавать из этого композицию иногда путем синтеза несопоставимых стилей и приёмов. Стиль наоборот требует четкости и отлаженности всех элементов композиции. Стиль подразумевает единство равных. Эклектика, выливаясь в рамки понятия новый стиль – совпадает с определением Аристотеля о городе- единство разных.
55.Художник - эстетическое явление в культуре. Своеобразие художественного проявления архитектора, дизайнера.
В древности живопись была смысловой. В Египте фигура военачальника изображалась в несколько раз больше простого война. Перспективы не было. Графика и живопись были близкородственны. Древнекитайскую и древнеегипетскую живописи роднит повествовательность. Средние века – условно- плоскостное изображение. Древние египтяне рисовали в профиле оба глаза, а Юж. Меланезцы - развертку головы. В возрождение – живопись ведущий вид искусства. «…Живописец служит человеку путем глаза…» - Л. Да Винчи. Ренессанс и барокко – закладывает основы колористической композиции, самое выразительное – лицо и руки. Возрождение открыло з-ны перспективы.- свободное владение пространством в картине. Специфика графики – линейные соотношения, воспроизведение формы предметов, передача их в освещенности, соотношения света и тени… живопись запечатлевает соотношение красок мира через цвет.выражает существо предмета и их эстетическую ценность
|